Сулейман-хазрат

Руслан Раисович Садрутдинов – председатель религиозной общины посёлка Матмасы, ответственный над мусульманскими кладбищами г. Тюмени. Ему тридцать семь лет. Имеет унаследованный от предков дом, семью и детей. Расширяется: по соседству строит ещё один, наверное, для будущих поколений

Сулейман-хазрат

Его дедушка – Саляхтин бабай - был здесь муллой. Воевал в гражданскую войну на необъятных просторах России (на чьей стороне – история умалчивает), подался в Татарстан, подвергся гонениям и переселился под Тюмень, осел в деревне Матмасы. Отец Руслана родился в 1951 году уже в новом доме, построенном дедушкой рядом с мусульманским кладбищем, которое благоустраивал. Дедушка был с характером: праведный, уважаемый и строгий. Перечить ему никто не смел. Руслану было 8 лет, когда он умер. Помнит – своими глазами видел, - как дедушка читает намаз, как рассказывает о вере людям, приходившим в его дом на Уразу. Разным людям: казакам, белым, чёрным – любым, какие приходили в его дом за просветлением. Вместе они мечтали о мечети…

…В 1997 году на сходе мусульман в Матмасах было решено её строить. С миру – по нитке. Старший из братьев Салминых (царствие ему небесное) дал брус – в Матмасах стоял его ангар, другой уважаемый предприниматель, Ринат Насыров, организовал и возглавил стройку. Активно помогал строительству Ришад Зиганшин, ставший в 1999 году депутатом Тюменской городской Думы от этих окраин, - решил вопрос с отоплением.

Эти же люди стали инициаторами строительства новой, большой, каменной мечети, когда старая, деревянная, не перестала вмещать всех желающих помолиться Аллаху. Был ещё Ильдар Бабаев, хозяин завода задвижек, который позже уехал работать в Москву. Из ОАЭ приезжали Багдад и Камиль – уроженцы этих мест, - помогали отделочными материалами и рабочей силой при внутренней отделке мечети. Ну, и, конечно, простые люди, прихожане помогали, кто чем может.

В мусульманской общине Матмас зарегистрировано 25 человек, однако на пятничный намаз в мечеть приходит под триста человек…

- В наше непростое время - о чём вы проповедуете? – спрашиваем Руслана Садрутдинова.

- Стараемся проповедовать мир, - со вздохом отвечает он, – потому что, к сожалению, много сект сейчас развелось, ответвлений. Сильно поработали ваххабиты, салафиты – мусульманские течения из Саудовской Аравии. Это испытание для нашего народа. Мы должны вспомнить наших предков, наших дедов, привести их пример. Учителя, приезжавшие из-за границы, говорили, что ислам начался в Саудовской Аравии, и только там он правильный. Я сам так считал, пока мне не приснился сон.

- Что за сон?

- Предыстория такая. Однажды в нашу мечеть приехали некие представители упомянутых сект и стали говорить, что все наши предки, деды, были неправедными от незнания. Но не их это вина – просто они были непросвещёнными. «Мы научим вас, как надо, - говорили они. – Три, семь, сорок дней – этих поминок не существует в исламе. А раз твой дедушка ходил по поминкам, значит, он был неправедным человеком». Я задумался. Возражать им не мог, потому что был ещё молодой, мне было двадцать четыре года, и я только что сам впервые оказался в мечети. Пришёл домой, смотрю через окно на могилу дедушки и спрашиваю его: «Как же так? Почему они говорят, что ты был неправедным?». Ответ его пришёл мне во сне – они приснился мне как живой и сказал на татарском языке: «Опасайся их, будь осторожен. Коран читай. Сынок, люди о многом могут говорить, но ты сам читай Коран. Вся истина – в Коране». Я проснулся в поту и подумал, что в этом сне что-то есть. И начал интересоваться культурой нашего народа, изучать арабский язык, на котором написана священная книга мусульман. До сих пор изучаю – он очень богатый. Поехал в Татарстан, в Альметьевск, в Казань, в Уфу – смотрел, слушал, изучал историю. Оказывается она совсем по-другому шла у нас. Из Саудовской Аравии нам привозят и навязываю понятия, которые ведут к разделению мусульман и потере уважения друг к другу. Один лукавый человек сказал: «Если хочешь победить народ – засавть его ненавидеть свою историю». Сейчас я смотрю на молодых людей: они ненавидят и дедов, своих, и прадедушек, и прабабушек, в том числе из-за некоторых религиозных убеждений. И наша прямая цель – отрезвлять молодёжь, оживлять, приводить в чувства. Но когда начинаешь с ними разговаривать, понимаешь, что это очень тяжело. Тяжело говорить с зомбированным человеком.

- Почему местные называют вас Сулейман-хазрат?

- «Хазрат» переводится как «уважаемый господин». Когда я учился в Казани, старики собрались и сказали, что Руслан-хазрат – не звучит, что есть имена пророков, и, «если ты такой уважаемый человек в своём посёлке, если у тебя есть свой приход, то тебе необходимо и соответствующее имя». «Какое посоветуете?», - спросил я. «Есть такое имя как Сулейман, - сказали они, - это был пророк, которому Аллахом была дана мистическая власть над всеми существами, включая джиннов. В походах он разговаривал с муравьями и птицами, ветер подхватывал его трон и нёс, куда он хотел, рыбы во рту приносили ему янтарь. Как ты относишься к такому имени?». Я сказал, что заинтригован. «За имя это, - продолжали старики, - ты ещё и награду получишь в том мире, когда в Судный день вас соберут по именам пророков…».

Семён Комаров, фото автора

Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение