О роли посредника между государственной властью и обществом в деле защиты прав человека

Депутатская фракция «Справедливая Россия» в Тюменской областной Думе провела круглый стол на тему «Институт по защите прав граждан: история создания, настоящее и будущее»

О роли посредника между государственной властью и обществом в деле защиты прав человека

Дата и время проведения: с 10.00 до 12.30 30 марта 2018 года.

Место проведения: Малый зал заседаний Тюменской областной Думы (ул. Республики, 52, к. 521).

Состав приглашённых: депутаты Тюменской областной Думы и Тюменской городской Думы, руководители региональных органов по защите прав граждан, представители общественных советов при государственных органах Тюменской области,представители политических партий и общественных объединений граждан, зарегистрированных в Тюменской области.

 

Владимир Пискайкин, депутат, руководитель фракции «Справедливая Россия», заместитель председателя Тюменской областной Думы: Институт омбудсмена успешно функционирует в тех обществах, которые имеют легитимную и устойчивую демократическую правовую систему. Легитимность должна в себя включать, по идее, элемент неформального признания авторитета власти и морального доверия к ней. Ведь мы в принципе передоверяем этой власти право распоряжаться нашими жизнями, нашими судьбами.

И последние события, как вы сами видите, которые происходили, тот же страшный пожар в Кемерово, остро поставили вопрос о доверии к власти при организации ликвидации этих последствий. Разумеется, мы считаем, что очень важный момент общественного доверия к структурам, осуществляющим те или иные властные полномочия, является развитие института омбудсмена. Это представляется нам очень правильным.

У нас этот институт называется немного по-другому – институтом уполномоченного. Вот мы сегодня и хотим, прежде всего, разобраться, кем является уполномоченный. Это фигура, назначенная властью и соблюдающая её интересы, или это всё-таки независимый общественный защитник.

Следующее, что хотелось бы обсудить, это вопрос о том насколько необходим моральный авторитет, которым должен обладать любой уполномоченный по правам.

На этом Круглом столе мы и хотим нащупать те точки, определить те подходы, которые должны использоваться в будущем, которые будут реализованы вообще в нашем региональном законодательстве и в повседневной жизни.

Георгий Эргемлидзе, модератор:Институт уполномоченного функционирует уже довольно длительное время, больше 5 лет, и ни разу во фракции эти вопросы не обсуждались. У нас сегодня фракционное мероприятие, где мы попробуем всё-таки разобраться в этих вопросах, что нам следует ждать от этого института, хорошо ли он работает, выполняет ли возложенные на него задачи, как смотрятся кадры, которые занимают эти должности.

У нас присутствуют здесь кандидаты на должность уполномоченного по правам человека. Вы знаете, наверное, что в ближайшее время областная Дума будет рассматривать вопрос о назначении Уполномоченного по правам человека на новый срок. Может быть, послушаем их версию происходящего, какие-то новые подходы услышим или их программы действий.

Константин Коломейцев, помощник депутата Тюменской областной Думы:Здравствуйте, уважаемые участники Круглого стола. Позвольте представить короткий доклад об истории уполномоченного, о том, что сейчас происходит в этой сфере в Российской Федерации, в целом, и в Тюменской области, в частности.

Институт государственного правозащитника, выступающего в роли своеобразного адвоката общества перед государством, возник как один из механизмов общественного контроля над тем, как государство соблюдает свои обязательства в сфере прав и свобод человека.

Если приводить энциклопедическую справку, то там дается такое определение омбудсмену – это лицо, уполномоченное парламентом осуществлять контроль за соблюдение законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц.

Родина института омбудсмена считается Швеция, где еще в 18 веке омбудсменом назывался человек, который избирался для сбора от имени пострадавшей стороны денежной пени или лиры с преступников совершивших убийство.

Со шведского языка слово «омбудсмен» переводится как поверенный или доверенное лицо. В дальнейшем в эпоху абсолютной монархии омбудсмены были людьми короны, т.е. высших должностных лиц, призванными контролировать от имени верховной власти деятельность чиновников и судей, т.е. в переводе на настоящий язык исполнительных органов власти.

В дальнейшем по мере развития омбудсмены в Швеции назначались от имени парламента и осуществляли надзор за администрацией от его имени, что в дальнейшем и получило закрепление в Конституции данной страны.

Второй страной, где появился омбудсмен – в 1919 году было принято конституцией Финляндии. В дальнейшем этот опыт начал распространяться и на сегодняшний момент этот институт омбудсмена присутствует уже в более чем в ста странах мира.

Исходя из той практики, которую я изучил, основная активность этого института наблюдается в странах восточной Европы: Польша, Венгрия, Румыния, Словения. Данные структуры в этих странах возлагают на себя роль посредника между государственной властью и общества в деле защиты прав человека, способствуют созданию демократически правового государства и развитию правосознания граждан и должностных лиц.

Экспертами и аналитиками отмечается, что особая потребность в этом институте появляется тогда, когда существующие государственные структуры зачастую лишь имитируют реализацию заложенных в Конституции и законах правозащитных положений и возникает необходимость дополнительной защиты прав граждан против административного произвола.

В нашей стране становление института уполномоченного по правам человека начало осуществляться в 1991 году. Правовая основа была заложена Декларацией прав и свобод человека, принятой 22 ноября 1991 года.

Следующим шагом стало изменение в Конституции 1993 года, где появились две статьи: 45 и 103. Статья 45, гарантирующая свободу и защиту прав человека и гражданина в РФ, и статья 103 Конституции - наделяет правом назначения на должность и освобождения от должности уполномоченного по правам человека.

В дальнейшем в развитии был принят 25 декабря 1996 года Федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в РФ». Закон официально вступил в силу 4 марта 1997 года. Он определил статус уполномоченного, его компетенцию, порядок назначения, освобождения от должности. В законе предусматривается его независимость и неподотчётность каким-либо государственным органам или должностным лицам. Этим же законом предусматривается возможность учреждения региональных Уполномоченных в субъектах федерации.

Напомню, что в настоящее время уполномоченным по правам человека в РФ является Москалькова Татьяна Николаевна, которая была избрана 22 апреля 2016 года. Татьяна Николаевна - доктор юридических наук, генерал майор МВД в отставке, с 2007 по 2016 год работала в составе фракции «Справедливая Россия» в Государственной Думе, осуществляла полномочия заместителя председателя комитета по СНГ.

В Тюменской области деятельность регионального уполномоченного по правам человека регламентируется региональным законом номер 54, который был принят еще 1998 году, и в который регулярно вносились изменения. Но по факту у нас первый Уполномоченный был избран в 2013 году. 21 марта 2013 года на заседании Тюменской областной Думы на должность уполномоченного по правам человека в Тюменской области назначен Миневцев Сергей Васильевич. Присягу он принял на очередном заседании Думы 25 апреля 2013 года.

Что это за институт, какие основные полномочия, какой основной функционал?

Он соотносится с функционалом федерального Уполномоченного. Хотя тюменский закон в некоторых моментах, я бы так сказал, чуть сужает некоторые права и полномочия уполномоченного регионального.

Основных задач всего шесть в законе. Я бы сконцентрировал ваше внимание на двух блоках полномочий. Первый – это непосредственная защита прав и свобод гражданина в регионе с личным участием, и второй - это правовое просвещение граждан, разъяснение прав.

К компетенции уполномоченного относятся: осуществление приема граждан, рассмотрение их обращений, жалоб, в части, в сфере нарушающих их права и свободы, это оказание гражданам бесплатной юридической помощи, направление предложений, рекомендаций, решений по делам государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам, допускающим нарушение прав, внесение на областной Думе вопросов о нарушении прав и свобод граждан в Тюменской области.

Также закреплено полномочие о принятии участия в разработке законопроектов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина. Честно говоря, я не помню, чтобы за эти годы уполномоченный по правам человека участвовал в представлении заключения на законопроекты, хотя в нескольких заседаниях он участвовал.

Рассмотрение жалоб - следующая стадия функционала, в соответствии с законом. При рассмотрении жалоб ему дано право беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные организации, присутствовать на заседании их коллегиальных органов, запрашивать и получать информацию, получать объяснения от должностных лиц по тем обстоятельствам, которые подлежат выяснению, в соответствии с полученными обращениями либо жалобой, проводить самостоятельно или вместе с компетентными органами проверки по существу поступивших обращений и жалоб, знакомиться с уголовными делами, с гражданскими делами об административных нарушениях, приговорами, даже с материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.

Что касается мер воздействия, то основные из них предусмотрены статьей 13 Закона «Об уполномоченном»: направлять органу или должностному лицу, в действиях которого он усматривает нарушение прав и свобод человека, свое решение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению нарушенных прав и предотвращению подобных нарушений по совершенствованию законодательства, исполнительной и правоохранительной деятельности. В дальнейшем копия решения дела направляется уполномоченному в вышестоящие органы или вышестоящему должностному лицу.

Уполномоченный имеет право обращаться в компетентные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства, а также уголовного производства в отношении должностных лиц, в действиях которых усматривается нарушение прав и свобод человека, обращаться в суд или в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения приговора суда, определение или постановление суда, либо постановление судьи. А также излагать свои доводы лицу, которое в праве вносить протест.

Анализируя эти полномочия, я обратился к ежегодному докладу уполномоченного по правам человека в Тюменской области за 2016 год о том, в каком состоянии находится сфера деятельности по защите прав граждан. Доклад достаточно объемный, он был представлен депутатам областной Думы на 103 листах.

Исходя из доклада, получается, что в 2016 году поступило 1141 жалоба или обращение в адрес уполномоченного по правам человека. Наибольшее количество жалоб поступило на действия или бездействия должностных лиц – 368.

В дальнейшем, анализируя доклад, я пытался найти информацию о том, сколько из этих обращений были обоснованы, сколько не обоснованы, какие были приняты решения, какие меры воздействия региональный уполномоченный применил в соответствии со своей компетенцией.

Но, к сожалению, таких сведений я не нашел, в докладе это не указано. Вместо этого в докладе содержится содержательный отчет о том, как у нас в регионе развивается инвестиционная деятельность, каких больших успехов у нас добились структуры, занимающиеся социальной политикой, департамент здравоохранения, департамент социальной политики, как у нас удачно в регионе реализуется жилищная политика.

Приводились истории, как люди общались между собой, выясняли гражданско-правовые отношения, вытекающие из заключения брака. Было описано несколько обращений в качестве примеров о действиях работодателей, о том, что не все у нас заключают трудовые договора. Одно обращение я увидел на Ишимскую областную больницу, что там ненадлежащим образом приняли пациента…

В общем, действенных ответов на вопросы о результативности, эффективности деятельности в докладе уполномоченного я не увидел.

В дальнейшем, изучая деятельность регионального уполномоченного, я обратил внимание ещё на одно обстоятельство: нет специального сайта уполномоченного по правам человека в нашем регионе. Обратившись на сайт федерального уполномоченного, выяснилось, что аналогичных сайтов нет лишь в 9 субъектах. Т.е. это к вопросу о правовом просвещении. Как его проводить, если нет собственного сайта?

Зайдя на сайт правительства Тюменской области, где очень скудная информация о том, что омбудсмен наш посещает публичные мероприятия, проводит встречи на предприятиях. Но конкретики по решениям, какие же проблемы у нас в регионе существуют, я не нашел. Единственное, что еще могу доложить, это то, что на сайте уполномоченного по правам человека РФ обозначено, что в Тюменской области основная проблема - это почему-то проблема, связанная с признанием, соблюдением и защитой прав коренных малочисленных народов севера. Причем, указывается, что у нас численность этого населения на 2016 год всего 96 человек. И наша основная проблема – это защитить их права. Других проблем там не указывается.

Еще хотелось бы отметить следующее. Срок полномочий уполномоченного по правам человека в Тюменской области истекает 25 апреля 2018 года. И вот буквально в марте вносится изменения по порядку представления ходатайства по представлению кандидатур на должность уполномоченного. Причем законодательно закреплено, что такие кандидатуры должны вноситься не позднее месяца до окончания срока полномочий. А изменения в закон Тюменской области «Об уполномоченном по правам человека» вносятся 23 марта. Т.е. получается, что фактически на предоставление документов у тех, кто хотел бы их представить, остается только 2 дня. Не совсем, я считаю, корректна эта ситуация.

Когда рассматривали этот законопроект на комитете, от фракции «СР» высказался Владимир Юрьевич Пискайкин о том, что зачем менять правила игры непосредственно прямо перед выборами - это всё можно было сделать заблаговременно.

Георгий Эргемлидзе: Вопросы к докладчику будут какие-нибудь?

Александр Петрушин: Константин Владимирович, вы документы подали уже в соответствии с новыми нормами?

Константин Коломейцев: Мы успели. Документы от имени депутата Тюменской областной Думы Владимира Юрьевича Пискайкина направлены в полном объеме.

Александр Петрушин: Отлично. Скажите, а кто принимает решение о назначении?

Константин Коломейцев: Решение о назначении принимает Тюменская областная Дума, а контракт, поскольку всё-таки уполномоченный по правам человека - это государственная должность, с ним заключает губернатор. Аппарат уполномоченного по правам человека в Тюменской области состоит из трех человек, работа финансируется из средств областного бюджета.

Александр Петрушин: Еще вопрос. А голосование какое, открытое, тайное, как голосуют депутаты?

Константин Коломейцев: Голосуют депутаты большинством голосов от установленного числа открытым голосованием, нажимая кнопки.

Александр Петрушин: Еще что известно, там обязательно альтернативное голосование, альтернативная кандидатура?

Константин Коломейцев: Альтернативное голосование нашими правовыми актами по кандидатуре уполномоченного не предусмотрено. По крайней мере, ни в регламенте об этом не упоминается, ни в законе…

Александр Петрушин: Т.е. не обязывающая статья, могут одного, могут других…

Константин Коломейцев: Я думаю, что это будет принято решением депутатов. Возможно, на заседании самой Думы.

Александр Петрушин: У вас очень хороший обзор, потому что я присутствовал на заседаниях Тюменской областной Думы как председатель общественного совета при УМВД по Тюменской области. Полностью подтверждаю вот ваш анализ. Меня тоже интересовало, и я Сергею Васильевичу [Миневцеву] задал вопрос. У него публично прозвучало, что из 1141 жалобы абсолютное большинство – это на органы МВД. Меня, естественно, это заинтересовало. Конечно, на полицию жаловаться уже модно, все жалуются. Но я спросил: «А сколько подтвердилось таких обращений?» Он только руками развел. Причем из 368 на действия и там прочее, это в основном сидельцы, осужденные, а чем им еще заниматься, они этим и занимаются, что жалобы пишут во все инстанции.

Сергей Васильевич, конечно, хороший человек, он из медицины, он чувственный, и по первости его засыпали этими жалобами…

Я считаю, вы верно это отметили, это, конечно, глава 2 Конституции - вот их поле деятельности - это права и свобода человека и гражданина, а как там обслуживают в Ишимской больнице, меняют ли там простыни, это извините… В Конституции в этой главе насчет простыни ничего нет, это Роспотребнадзор пусть смотрит.

Я также спросил Сергея Васильевича, жаловался ли кто-нибудь на цензуру, которая Конституцией запрещена? Или на нарушение права собраний? Если этих обращений нет, тогда что получается – у нас этот институт работает вхолостую! Не случайно, правда, по поводу института по защите прав предпринимателей госпожи Невидайло один из депутатов задал вопрос: «А вы вообще-то нужны?» Потому что, когда она сделала большой доклад об успехах, о чем вы выделили, все успехи. Ну хорошо, еще раз послушаем об успехах, но, когда ее спросили, а что конкретно вы сделали, а она развела руками и говорит: ничего не могу сделать…

По поводу 96 человек, которые отнесены к малочисленным коренным народностям севера, мне тоже стало интересно, как северянину и как историку. Я посмотрел, там в главе 2 никто их права не нарушает, у нас всё четко. Никто по расовой дискриминации их не обидел, все другие вопросы касаются чисто материальных дел, но это не зона ответственности уполномоченного по правам человека.

Сергей Морев: У меня тоже есть вопрос. Константин Владимирович, подскажите, по каким критериям оценивается работа уполномоченного по правам человека?

Константин Коломейцев: В соответствии с законом «Об уполномоченном по правам человека в Тюменской области», он ежегодно обязан предоставлять доклад о результатах своей деятельности за год. Этот доклад ежегодно должен оцениваться депутатами, поскольку уполномоченный - это доверенное лицо, прежде всего, парламента в защите прав граждан перед исполнительными органами власти. Поэтому отчитывается он непосредственно перед парламентом. В дальнейшем предусмотрен механизм и прекращения полномочий уполномоченного. Это стандартные основания: смерть, собственное сложение полномочий, состояние здоровья, вступление в законную силу отношении его обвинительного приговора, выезда за пределы Тюменской области, утраты гражданства, утраты доверия, не соблюдение требований, ограничений и запретов, предусмотренных законом о государственной и гражданской службе.

Георгий Эргемлидзе: А что с ним сегодня случилось? Из перечисленных вами пунктов ни один не наступил, а он не пришёл на наш круглый стол, хотя мы приглашали его…

Константин Коломейцев: Я затрудняюсь ответить.

Георгий Эргемлидзе: Хорошо, спасибо, еще есть вопрос?

Павел Кусков: По поводу критериев. В соответствии с постановлением Тюменской областной Думы от 20 апреля 2017 года номер 356 «Об информации уполномоченного по правам человека в Тюменской области о деятельности в 2016 году», пункт второй – «рекомендовать уполномоченному по правам человека в Тюменской области изучить вопрос о выработке критериев оценки эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина».

К сожалению, из аппарата уполномоченного здесь никого нет и спросить, где следы выработки этих критериев, не у кого, я так понимаю, сейчас это невозможно понять. Вот и всё.

Татьяна Леонгард: Добрый день, дорогие коллеги! Я - Леонгард Татьяна, руководитель группы «Общество – власть – прямой диалог» Общероссийского народного фронта. Наверное, одна из немногих, кто действительно отстаивает права граждан, но должна вас предупредить, что мне приходится нелегко.

Когда я пыталась отстоять и вернуть в городское пространство уничтоженный музей ИЗО, со мной департамент культуры расторг все контракты. Мало того, они открыто выражали через СМИ о том, что деятельность со мной будет прекращена.

Я веду очень крупные проекты и не боюсь говорить открыто власти о явных нарушениях. Как вы себя поведете, насколько вы лояльны к власти, насколько вы сильны духом, чтобы отстаивать интересы граждан?

Мне в целом очень интересно узнать дорожную карту, как вы видите решение этих вопросов? Критика принимается, потому что о деятельности Сергея Васильевича не слышала вообще ничего, равно также, как разделяю критику защитника прав предпринимателей Ларисы Кирилловны Невидайло. Очень много предпринимателей приходят к нам и говорят, что им не смогли помочь. Хотелось бы найти такой орган, который бы действительно мог защитить наших граждан и услышать методику и некую дорожную карту, как вы себе это представляете? Спасибо.

Константин Коломейцев: Я могу высказать свое мнение. Дорожной карты у меня нет, но у меня есть видение. У нас должны быть четко обозначенные критерии в законе, что он должен делать, отчет и оценка должны осуществляться по тем же критериям, которые установлены законом.

Георгий Эргемлидзе: Спасибо. Уважаемые коллеги, мы сегодня приглашали всех уполномоченных, напомню, у нас есть: уполномоченный по правам человека в Тюменской области Миневцев Сергей Васильевич, есть уполномоченный по правам детей, есть уполномоченный по правам предпринимателей, уполномоченный по правам студенчества. Мы всех приглашали, но ни один из них, видимо, не счел нужным говорить с парламентской фракцией о проблематике своей работы. Поэтому, я думаю, для областные депутаты, которые вскоре будут рассматривать кандидатуры на должность уполномоченного, учтут это обстоятельство при принятии решения о назначении его на новый срок полномочий. Уж если люди не хотят общаться с парламентариями, то вряд ли они захотят общаться в колонии с кем-то из заключённых или, я не знаю, с обиженным дольщиком, или матерью, потерявшей сына на военной службе, или вдовой, которая потеряла мужа при исполнении им должностных обязанностей, или с тем, кто находятся в трудной жизненной ситуации. Думаю, что Владимир Юрьевич Пискайкин и Сергей Николаевич Морев все эти обстоятельства учтут.

Для чего институт существует, и какие у него основные полномочия - понятно. У уполномоченного есть главное право – приезжать в любое учреждение без уведомления, его обязаны впустить. Такого права нет ни у кого, ни у депутатов, ни у других защитников, чтобы он в любое государственное учреждение по своему плану, поехал и на месте порешал вопросы. Понятно, что если это будет делаться заблаговременно, с предупреждением, то мы увидим красивый спектакль, который разыграют директора этих проверяемых учреждений. Там всё будет шито-крыто, больные там будут ухоженные, все там будет пребывать в хороших условиях и так далее. Но на самом деле, конечно, не так.

Второй инструментарий – это его доклад парламенту о состоянии прав граждан, о соблюдении прав граждан в области.

Третий момент – это его выступление в СМИ. Ну кто видел выступление в СМИ уполномоченного по правам человека? Я думаю, что здесь все люди следят за СМИ, но таких вот каких-то выступлений я что-то не припомню. Не то, что какой-то резонансный случай, а вообще не помню, чтобы они что-то написали о своей работе.

У нас здесь присутствует претенденты на должность уполномоченного по правам человека, которые занимаются реальной правозащитной деятельностью. Вот, в частности, Юрий Викторович Рябцев. Есть также претендент, которого предложила к избранию наша фракция. Надеюсь, что они примут участие в обсуждении, расскажут, как они видят эту проблему. Нет желания Юрий Викторович?

Юрий Рябцев: Я не готовился, но могу сходу…

Георгий Эргемлидзе: Мы же видим, что в связи со случившейся трагедией в Кемерово, респектабельность власти, в общем-то, сильно поколеблена. Потому что нет системности решения, нет системности подходов, кто в лес, кто по дрова, кто о чём говорит - непонятно. Общество взволновано, переживает. Такие вещи могут случиться практически везде, т.к. причины всего этого могут быть самыми глубинными. Ну с кем это обсуждать как с не уполномоченными?

Юрий Рябцов: У меня по регламенту сколько времени?

Георгий Эргемлидзе: Ну, минут 5-7…

 

(Продолжение - в следующем номере)

 

Текст: Иван Кулябин

Фото: Аркадий Лукьяненко

Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение